Памятки для классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков

ПАМЯТКА

  1. Возможности классного руководителя в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин; методы и формы взаимодействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности

 • Активизация деятельности классного руководителя в отношении учащихся, прогуливающих уроки.

 • Беседа классного руководителя с учащимся индивидуально, а также на классном часе.

 • Активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций, художественных коллективов, общественную жизнь класса.

 • Своевременное информирование родителей этих учащихся ( телефонный звонок, записка через соседа, посещение на дому).

 • Привлечение родительского комитета к работе с таким ребенком.

 • Беседа психолога с этим учащимся.

 • Беседа социального педагога с прогульщиком.

 • Вызов прогульщика с родителями на заседание совета профилактики школы.

 • Вызов на педагогический совет школы.

 • Вызов на заседание комиссии по делам несовершеннолетних.

  2. Формы и методы работы с семьей по профилактике правонарушений учащихся

 • Ознакомление учащихся с правилами поведения школьника.

 • Единство требований педагогического коллектива и родителей в отношении соблюдения правил поведения.

 • Консультирование учащихся о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, дискотек, посещений театров и др.

 • Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха, режим питания, гигиена, занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.).

 • Приобщение к общественной жизни класса и школы.

 • Просветительские беседы с родителями об ответственности подростков с привлечением специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних.

 • Тематические классные часы об ответственности подростков за правонарушения с привлечением социального педагога и специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних.

 • Использование возможностей службы охраны школы (обращение к охраннику в случае правонарушения учащегося во время урока или перемены).

 • Организация работы родительского комитета с отдельными семьями.

 • Посещение учащегося на дому вместе с милицией.

 • Постановка на внутришкольный учет.

 • Приглашение родителей на заседание совета профилактики школы, малый педсовет, большой педсовет, на комиссию по делам несовершеннолетних.

 • Наблюдение, убеждение, предъявление требования, поощрение и другие методы.

 3. Эффективность работы педагогического коллектива в отношении повышения уровня культуры учащихся (внешний вид, речь, поведение на уроке и перемене, сохранность имущества школы). Методы и формы работы.

 • Знакомство учащихся с правилами поведения в школе.

 • Предъявление единых требований к учащимся со стороны педагогического коллектива в отношении внешнего вида, речи, поведения на уроке и перемене, к сохранности имущества школы.

 • Разработка и проведение тематических классных часов, бесед, лекций на темы этики и морали.

 • Усиление роли учителя в плане недопустимости сквернословия, личный пример учителя в культуре речи и общении.

 • Систематический контроль за сохранностью имущества школы и порядком на ее территории, выявление нарушителей (порча сантехники, стен, дверных табличек, столов, парт и другой мебели и сантехники и т.д.).

 • Создание ремонтных бригад для восстановления испорченной мебели.

 • Организация дежурства по классу и школе.

 • Организация генеральной уборки классов, рекреаций, территории школы.

 • Включение в план воспитательной работы посещения музеев, театров, библиотек города.

 • Привлечение учащихся к участию в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях.

 • Использование школьной мастерской для демонстрации моделей одежды делового стиля.

 

 4. Действия учителя в отношении учащихся, замеченных в табакокурении и распитии спиртных напитков.

 Профилактика вредных привычек, наркомании, токсикомании.

 • Просветительская работа среди учащихся и родителей о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ с привлечением специалистов-наркологов (родительский лекторий, система классных часов, просмотр видеофильмов с обсуждением в классе, выпуск стенной печати, подготовка учащимися рефератов по данным темам и т. д.).

 • Предъявление требований к родителям о контроле над образом жизни ребенка во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребенка и др.).

 • Индивидуальная беседа с учащимся, замеченными в распитии спиртного или курении.

 • Информирование родителей этого ученика.

 • Обследование учащегося у нарколога.

 • Обращение к социально-психологической службе в отношении этого ученика.

 • Использование возможностей оздоровительного медицинского комплекса школы.

 • Направление учащихся на консультацию в центр психолого-педагогической помощи семье и детям.

 • Использование возможностей ПДН и КДН в разрешении данной проблемы.

 • Профилактика здорового образа жизни, повышение уровня культуры учащихся.

 5. Рекомендации по организации летней занятости учащихся в плане профилактики безнадзорности

 • Выявление семей, ограниченных в материальных средствах.

 • Помощь этим семьям в постановке на учет в службе социальной защиты населения.

 • Организация бесплатного питания в школе детям из этих семей.

 • Обеспечение бесплатными учебниками.

 • Помощь в определении учащихся в летний оздоровительный лагерь при школе.

 • Помощь в трудоустройстве подростков в период летних каникул.

 • Активизация профориентационной работы среди подростков