Профилактика аддиктивного поведения подростков. Особенности организации поведения психосоциального анкетирования учащихся ГУО «Средняя школа №4 г. Иваново»  на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов в 2015/2016 учебном году и анкетирования по изучению общественного мнения обучающихся о проблеме наркомании.

В целях профилактики зависимости, развития культуры здорового образа жизни обучающихся, формирования позитивных жизненных навыков и компетенций, выработки защитных барьеров к употреблению психоактивных  веществ в учреждении образования ведется системная профилактическая работа по предупреждению и преодолению употребления учащимися не только алкоголя, табакокурения, но и наркотических психотропных веществ.  В ходе проведенных специальных научных исследований установлено, что курительные смеси представляют опасность для жизни и здоровья человека. В них содержатся наркотические вещества, вызывающие широкий спектр разных негативных реакций, включая полное одурманивание сознания, бесконтрольность поведения, подавление эмоций. Помимо наркотического эффекта, включая формирование наркотической зависимости, данные вещества вызывают тяжелые отравления и могут привести к летальным исходам.

Назову ряд медицинских последствий употребления курительных смесей:

- Развитие психической  и физической зависимости также как и при употреблении других видов наркотических веществ: героина, амфетаминов, марихуаны и т.д.;

- Поражение центральной нервной системы, как следствие, снижение памяти, внимания, интеллектуальных способностей, нарушения речи, мыслительной деятельности (понимания), координации движений, режима сна, потеря эмоционального контроля (резкие перепады настроения);

- Психозы;

- Психические нарушения различной степени тяжести вплоть до полного распада личности (подобные при шизофрении);

- Депрессии;

- Изменение генетического кода (как следствие, негативное воздействие на репродуктивную систему: врожденные аномалии у потомства);

- Снижение иммунитета;

- Нарушение гормонального фона;

- Риск развития сахарного диабета, рака легких и т.д.;

- Поражение сердечнососудистой системы;

- Отравление от передозировки, смерть и др.

Употребление алкоголя, курительных смесей также как и других психоактивных веществ, влечет за собой как медицинские, так и социально-педагогические и правовые последствия. Хотелось бы обратить внимание, что большинство правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, происходит под воздействием различных психоактивных веществ. Употребление курительных смесей, содержащих наркотические вещества и получивших в последнее время широкое распространение среди молодежи, также может привести к совершению правонарушений и преступлений. Более того, само употребление курительных смесей отныне является правонарушением, а их распространение – преступлением, и, соответственно, преследуется по закону.

  И одна из важных составляющих профилактики – это психосоциальное анкетирование. Основная цель психосоциального анкетирования – выявить среди обучающихся лиц, предрасположенных  к аддиктивному поведению.

  Аддиктивное поведение (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка) – это саморазрушающее девиантное поведение, которое определяется повторяющимися действиями с целью изменения психического состояния, с возможным в дальнейшем развитием выраженных негативных социальных и психологических последствий.

Данное анкетирование предложено нам Министерством здравоохранения и Министерством образования Беларуси. Почему же было разработано анкетирование?

«В последнее время из-за спайсов несовершеннолетние стали мелькать в наркосводках в 4 раз чаще. Только в Брестской области правоохранительными органами в 2014 году было 92 факта задержаний учащихся различных типов образовательных учреждений за незаконные операции с наркотиками. Все это подтолкнуло государство искать пути решения проблемы в сфере наркоконтроля. Итог – недавно выпущенный Декрет №6, который предполагает ужесточенный  наказания за сбыт и потребление наркотиков. Еще до выхода антинаркотического декрета Министерство образования совместно с Министерством здравоохранения начали разрабатывать свой метод по профилактике и борьбе с наркотиками в учреждениях образования – психосоциальное тестирование учащихся на предмет употребления ими наркотических веществ. Проводились различные анонимные опросы, психодиагностические исследования с использованием личностных опросников. После долгой и кропотливой работы специалисты составили психосоциальные тесты, которые  позволяют определить склонность учащегося на употребление наркотиков. Психосоциальное тестирование позволит своевременно выявить среди учащихся лиц, предрасположенных к аддиктивному (зависимость) поведению. Далее медицинский осмотр поможет среди лиц, предрасположенных к аддиктивному поведению выявить обучающихся склонных к употреблению и употребляющих алкогольные спиртные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества и их аналоги. В итоге родители, педагоги, работники медицины  - все вместе, шаг за шагом, будем помогать, направлять этих ребят на правильный жизненный путь, и сделаем все возможное, чтобы уберечь их от беды, - поясняет заместитель начальника отдела социальной и воспитательной работы Брестского облисполкома Людмила Цуприк».

В октябре месяце 2015/2016 учебного года было проведено психосоциальное тестирование педагогом-психологом школы Бучик А. А. В следующие годы анкетирование также будет проводиться всегда в это же время (до 1 ноября) и не менее одного раза в год среди учащихся, достигших 11-летнего возраста. Учащиеся должны были выполнить тесты. Для каждой возрастной категории был  разработан свой опросник. Проведение психосоциального анкетирования осуществлялось в соответствии с диагностическими методиками: для учащихся 5-7 классов «Анкета для учащихся 5-7 классов учреждения общего среднего образования», для  8-9 классов тест-опросник  «Аддиктивная склонность», для учащихся 10-11 классов учреждений среднего образования «Риск химической зависимости».

Психосоциальное анкетирование с обучающимися, не достигшими возраста 14-ти лет, проводилось только при наличии добросовестного согласия в письменной форме одного из родителей (законных представителей) ребенка (согласно ст.18 Закона «Об оказании психологической помощи»). Учащиеся в возрасте от 14 лет и старше самостоятельно (в письменной форме) выражали свое согласие на участие в таком анкетировании. Опросники разработаны с учетом возрастных категорий обучающихся, сопровождались инструкцией по применению, выполнение которой неукоснительно было соблюдено педагогом-психологом, который проводил анкетирование.

Анкетирование не осуществлялось анонимно, содержало сведения о фамилии обучающего и его возрасте, но с соблюдением конфиденциальности полученных результатов. Результаты анкетирования индивидуально были доведены до сведения родителей (законного представителя) и обучающихся (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании), при получении положительного результата в обязательном порядке обучающегося вместе с родителями необходимо было бы направить в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра (если ребенок получает положительный результат анкетирования (то есть у него есть  предрасположенность к аддиктивному поведению).

Стоит отметить, что согласно инструкции, если по результатам анкетирования будут учащиеся, которые будут предрасположены к аддиктивному поведению, с ними будет проведена коррекционная, тренинговая  работа, с целью оказания подросткам помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; формирования стрессоустойчивой и успешной личности; развития ресурсов подростков, а именно формирования у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им. 

С целью изучения общественного мнения обучающихся о проблеме наркомании педагогом – психологом было проведено  анкетирование                  с 08. 02. 2016 по 12. 02. 2016 года. В обследовании приняли участие 194 учащихся 8 - х – 11 - х классов.

         Анкета включала вопросы, направленные  на изучение причин употребления наркотиков людьми;  взглядов и мнений подростков по поводу употребления людьми наркотических средств и личного отношения к наркотикам; готовность подростков содействовать правоохранительным органам в противодействии незаконному обороту наркотиков, а также о мерах необходимых в применении в борьбе  с наркоманией.

Общий процент опрошенных от  общего количества учащихся класса  составил:

- 8 – е классы – 100%;

- 9 – е классы – 80,6%;

- 10 – е классы – 68%;

- 11 – е классы – 93,8%.

Отвечая на вопросы, учащиеся задавали много вопросов и высказывали свою точку зрения. Таким образом, мы можем сделать вывод, что мнения об употреблении наркотиков у обучающихся разные, однако  все считают, что данная проблема очень серьезная и важная в жизни людей.

 

Педагог-психолог                                                      А. А. Бучик