В психологии одаренность определяется через понятие способности. В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями. Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или деятельности. О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. С того времени было создано много программ по работе с одаренными детьми,  в том числе программа «Одаренные дети», в рамках которой разработана «Рабочая концепция одаренности. Тем не менее каждая семья, в которой есть  одаренные дети, сталкивается индивидуально с феноменом одаренности и теми проблемами, которые стоят за ними.

         Каковы ранние проявления одаренности?

         Наиболее частое проявление одаренности – это ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения. Наряду с этим замечается необычайная внимательность и быстрое восприятие, ненасытное любопытство и отличная память, хорошо развитое воображение.

         Кого называют вундеркиндами?

         Понятие «вундеркинды» пришло из немецкого языка («чудо- ребенок»). Чаще этим словом называют ребенка, имеющего чрезвычайные успехи в каком-нибудь определенном виде деятельности – в музыке, рисовании, математики и др. Например, Мальчик 9 лет уже оканчивает 5 класс и при этом дома целые дни пишет книгу о птицах. Часто такие дети  за одним учебный год продвигаются на два-три класса. Как правило, они поразительные эрудиты, заядлые читатели энциклопедий. Вместе в тем их развитие может быть односторонним.  Например, при успешном умственном развитие наблюдается отставание в моторных навыках, успехи в учебных занятиях сочетаются с недостаточной ориентацией в житейских делах; дети, проявляющие себя умниками в разговорах на научные и абстрактные  темы, удивляют наивностью в вопросах, связанных со взаимоотношениями людей.

         Каким образом проявляется одаренность?

         Одаренность характеризуется следующими параметрами: выдающиеся способности. потенциальные возможности в достижении результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях деятельности (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному искусству, спортивные способности и т.д.) По мнению профессора университета Кливленда Кэрола Тэкэкса, одаренность определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психосоциальным развитием и физическими данными.

         В области опережающего развития познавания отмечается следующее:

- повышенная любознательность. Такие дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий мир. Они засыпают взрослых вопросами: «Как это устроено?», «Почему так происходит?».  Ученые утверждают, что у одаренных детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается громадным «аппетитом»  и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;

ü способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков («перескакивание» через этапы). Для таких детей характерна более быстрая передача нейтронной информации; их внутримозговая  система является более разветвленной, с большим числом связей;

 - отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактом мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и опят, умение широко пользоваться накопленными знаниями;

 - большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;

-  повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна. высокая степень погруженности в задачу;

 - яркое воображение, высокоразвитая фантазия.

         В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты:

 - сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду. справедливость, гармонию;

-  хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают;

-  попытки решать проблемы, которые им пока «не по зубам»;

-  преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

В области физических характеристик для одаренных детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Большинство родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна.

С какими трудностями сталкиваются одаренные дети?

Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, блещущему умственными способностями, уготовано более счастливое детство, чем у других, будет особенно легко учиться. В действительности же все не так. У детей с высокими умственными способностями возникает много сложностей в семьи,, школе, общении со сверстниками.

В большинстве школ и в обществе в целом существует некоторая настороженность по отношению к одаренной личности. Это связано с тем, что акцент делается на усредненность,  на «воспевание» простого человека.

Многие достоинства одаренных детей делают их уязвимыми. заставляют воспринимать себя «белой вороной». Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающим событий и явлений: они больше, чем другие, улавливают и понимают, видят, слышат и чувствуют. Однако такая способность к восприятию делает их повышенно чувствительными, уязвимыми. Многое из того, что не способно задеть обычного ребенка, может глубоко ранить одаренного. Иногда такие дети чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют.

Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели. Столь высокая увлеченность в целом может привести к перфекционизму  - стремлению все доводить до  совершенства.

Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, браться за слишком сложные задачи. Еще одной особенностью одаренного ребенка является то, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности,  воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника.

Кроме того, способных, одаренных детей поджидают не только радости учения, но и разочарования, конфликты. Им как наиболее любознательным часто становится скучно в классе. Даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности  ориентироваться на того, кто идет впереди. Большинство учителей иногда мешает токай ученик, так как он постоянно требует к себе внимания.  Учитель вынужден ориентироваться на среднего ученика, а развитый ребенок, не получая  должного внимания, становится  менее активным, переключается на что-нибудь постороннее и тем самым вызывает недовольство педагога.

У ребенка с ранним умственным развитием и высокими интеллектуальными способностями возникают трудности и во взаимоотношениях с одноклассниками. У него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы,. часто подвергается насмешкам. Это приводит к тому, что одаренный ребенок  стремиться быть «как все».

С какими проблемами сталкиваются родители одаренных детей?

Психологи выделяют два уровня проблем: одаренный ребенок в семье и обществе.

С первым уровнем проблем родители сталкиваются вскоре после рождения такого ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном, едой и т.п. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью, которая часто влечет много неприятных последствий. Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей, не менее удручают бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также те трудности, которые возникают у ребенка на ранних этапах обучения.  Дело в том, что у одаренного ребенка достаточно часто формируется  зона его особых интересов. На школьные предметы, которые часто оказываются вне этой зоны, у одаренного ребенка не остается ни времени, ни желания.

Второй уровень проблем – одаренный ребенок и общество. Основной пункт этой проблемы – антиинтеллектуализм, распространенный в нашем обществе, ориентация на «обыкновенного», «среднего», «простого» человека, недоверие, зависть и даже презрение к «умникам». В этой связи одаренным детям и их родителям часто приходится выдерживать давление со стороны общества, которое стремится сделать ребенка «таким, как все». Иногда  родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным, заявляя при этом: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым человеком – таким, как все»