ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД:

МОТИВЫ И ПРИЧИНЫ

        

Суицид – это серьезная проблема, умышленное лишение себя жизни  и эта проблема является одной из основных проблем современного общества. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, этиокультурных, психологических, социальных и экологических факторов. Мировое сообщество тревожит тот факт, что самоубийство находится на третьем месте  среди причин смерти детей и подростков. Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают вполне серьезные  мысли, чтобы покончить с собой, и с годами суицид «молодеет». Предполагается, что в последующее десятилетие число суицидов будет быстрее всего расти среди детей и подростков  в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Для Беларуси эта проблема также актуальна.   

Считается, что суицидальное поведение в 90% случаях – это «крик о помощи» и лишь 10% таких детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой.

Исследования показывают, что в большинстве своем молодые люди, которые пытались покончить или покончили с собой, умирать вовсе и не собирались. Они лишь хотели избежать проблем, которые на их взгляд разрешить им не под силу иным способом.

До 75 % таких детей и подростков говорили, что искали возможность высказаться и быть выслушанными; намекали об этом своим близким, знакомым, но часто натыкались на глухую стену и не были услышаны, поняты и приняты всерьез.

Мотивы и причины детско-подростковых суицидов

Самая главная причина – стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы.

Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают такие, как: невыносимая душевная боль; одиночество; стыд за какой-то совершенный проступок; ощущение безнадежности и беспомощности; нестерпимая обида и недовольство собой (самоуничижение); выражение путем суицида протеста и разрешения всех проблем.

Факторам, подталкивающими подростка к самоубийству, могут быть:

- Внутрисемейные конфликты, возникающие  из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Беременные девочки-подростки; подростки, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками.

- Конфликты в  школе.  Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих.

- Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.

- Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого - «ничего».

- Депрессивное состояние и психическое расстройство (кратковременное или долгосрочное) в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства.

- Генетические факторы – некоторые подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида.

- Неизлечимые болезни – такие как ВИЧ/СПИД,  онкологических и венерических нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.

Признаки суицидального поведения у детей и подростков

Эмоционально-психологические изменения:

- Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.

- Безразличное или враждебное отношение к окружающим.

-Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога.

- Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.

- Потеря интереса к привычным видам деятельности.

- Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Снижение успеваемости.

Изменения внешнего вида и поведения:

- Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.

- Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы или молчание.

- Причитания, склонность к нытью, ворчливость.

- Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал.

- Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.

-Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.

- Плохое поведение в школе.

- Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках.

- Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Изменения оценки действительности и собственной жизни:

- Нигилистическое отношение к окружающим и действительности.

- Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение  безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее.

- Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой.

- Поиск себе подобных суицидально озабоченных в Интернете и других местах.

- Связь с деструктивными сектами.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов с цветением окружающей природы и душевной подавленностью.

При подозрении на попытку суицида со стороны подростка необходимо:

- Немедленно проинформировать родителей или родственников подростка о возможной беде.

- Обеспечить непрерывное наблюдение за подростком как в школе, так и вне ее и в семье.

- Осуществить квалифицированную консультацию у психиатра или психотерапевта.

- Оказать  специализированное лечение (при необходимости) у психотерапевта или в специальном учреждении.

- Установить заботливые взаимоотношения с подростком – побеседовать с ним уже в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, но не в назидательном, а в душевном и доброжелательном тоне.

- Избегать «дешевых» утешений или упреков.

- Временно оградить  подростка от стрессогенной ситуации.

- Внимательно выслушать и серьезно воспринять любую жалобу подростка.

- Прямо спросить  о его суицидальных мыслях, намерениях, планах.

- Выяснить, что же подросток желает изменить в себе, в окружающих, в той ситуации в какую он попал. Предложить конструктивные подходы к выводу из положения и вселить в него надежду на возвращение к нормальной жизни.

Особая ответственность в подобной обстановке лежит на родителях ребенка или других лицах, их заменяющих:

- Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.

- Необходимо восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его на такой поступок.

- Говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участие.

- Дать ребенку «излить душу», не перебивая и не одергивая его.

- Стремиться понять ребенка, почувствовать ситуацию его глазами, быть на его стороне.

- Принципиальное в такой беседе – не в том, чтобы найти немедленный выход из создавшейся ситуации, а оказать дружественную поддержку ребенку, доверять ему.

- Такое внимательное отношение к подростку должно оставаться как можно дольше, до полной его психологической  и физической реабилитации.

- Помогайте детям строить планы и нацеливайте их на то, чтобы они их реализовали. Они должны хотеть добиться в жизни многого.

- Вселяйте веру, надежду в хорошее будущее.

 Родители, педагоги не должны забывать, что любые переживания и тревоги наших детей и подростков не должны оставаться без их заботливого, чуткого внимания и помощи, и тогда мысли о самоубийстве обойдут их стороной.