Искать

Особенности суицидального поведения подростка

ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД:
 
МОТИВЫ И ПРИЧИНЫ
 
Суицид – это серьезная проблема, умышленное лишение себя жизни  и эта проблема является одной из основных проблем современного общества. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, этиокультурных, психологических, социальных и экологических факторов. Мировое сообщество тревожит тот факт, что самоубийство находится на третьем месте  среди причин смерти детей и подростков. Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают вполне серьезные  мысли, чтобы покончить с собой, и с годами суицид «молодеет». Предполагается, что в последующее десятилетие число суицидов будет быстрее всего расти среди детей и подростков  в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Для Беларуси эта проблема также актуальна.   
 
Считается, что суицидальное поведение в 90% случаях – это «крик о помощи» и лишь 10% таких детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой.
 
Исследования показывают, что в большинстве своем молодые люди, которые пытались покончить или покончили с собой, умирать вовсе и не собирались. Они лишь хотели избежать проблем, которые на их взгляд разрешить им не под силу иным способом.
 
До 75 % таких детей и подростков говорили, что искали возможность высказаться и быть выслушанными; намекали об этом своим близким, знакомым, но часто натыкались на глухую стену и не были услышаны, поняты и приняты всерьез.
 
Мотивы и причины детско-подростковых суицидов
 
Самая главная причина – стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы.
 
Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают такие, как: невыносимая душевная боль; одиночество; стыд за какой-то совершенный проступок; ощущение безнадежности и беспомощности; нестерпимая обида и недовольство собой (самоуничижение); выражение путем суицида протеста и разрешения всех проблем.
 
Факторам, подталкивающими подростка к самоубийству, могут быть:
 
  • Внутрисемейные конфликты, возникающие  из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Беременные девочки-подростки; подростки, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками.
  • Конфликты в  школе.  Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих.
  • Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.
  • Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого - «ничего».
  • Депрессивное состояние и психическое расстройство (кратковременное или долгосрочное) в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства.
  • Генетические факторы – некоторые подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида.
  • Неизлечимые болезни – такие как ВИЧ/СПИД,  онкологических и венерических нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.
 
Признаки суицидального поведения у детей и подростков
 
Эмоционально-психологические изменения:
 
  • Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.
  • Безразличное или враждебное отношение к окружающим.
  • Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога.
  • Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.
  • Потеря интереса к привычным видам деятельности.
  • Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Снижение успеваемости.
 
Изменения внешнего вида и поведения:
 
  • Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.
  • Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы или молчание.
  • Причитания, склонность к нытью, ворчливость.
  • Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал.
  • Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.
  • Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.
  • Плохое поведение в школе.
  • Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках.
  • Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам.
 
Изменения оценки действительности и собственной жизни:
 
  • Нигилистическое отношение к окружающим и действительности.
  • Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение  безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее.
  • Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой.
  • Поиск себе подобных суицидально озабоченных в Интернете и других местах.
  • Связь с деструктивными сектами.
 
Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов с цветением окружающей природы и душевной подавленностью.
 
При подозрении на попытку суицида со стороны подростка необходимо:
 
  • Немедленно проинформировать родителей или родственников подростка о возможной беде.
  • Обеспечить непрерывное наблюдение за подростком как в школе, так и вне ее и в семье.
  • Осуществить квалифицированную консультацию у психиатра или психотерапевта.
  • Оказать  специализированное лечение (при необходимости) у психотерапевта или в специальном учреждении.
  • Установить заботливые взаимоотношения с подростком – побеседовать с ним уже в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, но не в назидательном, а в душевном и доброжелательном тоне.
  • Избегать «дешевых» утешений или упреков.
  • Временно оградить  подростка от стрессогенной ситуации.
  • Внимательно выслушать и серьезно воспринять любую жалобу подростка.
  • Прямо спросить  о его суицидальных мыслях, намерениях, планах.
  • Выяснить, что же подросток желает изменить в себе, в окружающих, в той ситуации в какую он попал. Предложить конструктивные подходы к выводу из положения и вселить в него надежду на возвращение к нормальной жизни.
 
Особая ответственность в подобной обстановке лежит на родителях ребенка или других лицах, их заменяющих:
 
  • Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  • Необходимо восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его на такой поступок.
  • Говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участие.
  • Дать ребенку «излить душу», не перебивая и не одергивая его.
  • Стремиться понять ребенка, почувствовать ситуацию его глазами, быть на его стороне.
  • Принципиальное в такой беседе – не в том, чтобы найти немедленный выход из создавшейся ситуации, а оказать дружественную поддержку ребенку, доверять ему.
  • Такое внимательное отношение к подростку должно оставаться как можно дольше, до полной его психологической  и физической реабилитации.
  • Помогайте детям строить планы и нацеливайте их на то, чтобы они их реализовали. Они должны хотеть добиться в жизни многого.
  • Вселяйте веру, надежду в хорошее будущее.
 
Родители, педагоги не должны забывать, что любые переживания и тревоги наших детей и подростков не должны оставаться без их заботливого, чуткого внимания и помощи, и тогда мысли о самоубийстве обойдут их стороной.