Организация работы с книгой

Организация работы с книгой

Чтение учебной и научной литературы - сложная умственная деятельность, от эффективности которой зависят успешность обучения и самообразования, а также степень развития умственных способностей студента. Чтение является не только важнейшим средством приобретения суммы знаний, но и незаменимой школой мышления, способом овладения искусством письменной речи.

За годы учебы в институте усвоить весь объем знаний, выработанных человечеством, невозможно. Поэтому самое главное - научиться самостоятельно добывать знания из огромного количества сведений, содержащихся в литературе, отбирать и усваивать основное, нужное, творчески применять его в своей профессиональной деятельности.

Скорость и качество чтения зависят от методики чтения. Нерациональное чтение не только способствует возникновению дефицита времени, но и тормозит развитие внимания, памяти, мышления, приводит к бессистемности, а, следовательно, к бесполезности знаний, нередко вызывает переутомление, головные боли, неврозы.

Для того чтобы чтение было плодотворным, необходимо обладать определенными навыками, культурой чтения. Под культурой чтения подразумевается не только умение самостоятельно выбрать нужные для занятий книги, ориентироваться в библиотечных каталогах, делать записи из произведений, конспектировать их, но, прежде всего - умение читать.

Овладение правильной, научно обоснованной методикой чтения предполагает знание основных правил работы с книгой и использование их в познавательной деятельности с учетом своих индивидуальных особенностей.

 

Организация чтения

Цели чтения. Важнейшим условием рациональной организации работы с книгой является умение четко сформулировать цели и выбрать оптимальный способ чтения. При этом следует помнить о двух основных целях работы с научной литературой:

  1. О приобретении необходимой информации;
  2. О развитии своих способностей, прежде всего, внимания, логической памяти, мышления.

Обе они органически взаимосвязаны и предполагают активную творческую работу в процессе чтения, четкий логический анализ содержания и структуры текста.

Планирование чтения. Одним из важнейших условий высокопродуктивного и быстрого чтения является четкое планирование работы. Прежде всего планируется содержание чтения.

Приступая к изучению какой-то проблемы или области знания, сначала необходимо составить список основной литературы, затем либо самостоятельно, либо с помощью преподавателя или специалиста в этой области наметить план чтения. В нем на первом месте будут работы, которые в данной области знания являются основополагающими, фундаментальными. Впоследствии переходят к тем книгам и статьям, которые дополняют уже усвоенные знания.

Затем составляется календарный план работы с учетом затрат времени, широты изучения проблемы, трудоемкости планируемой работы и сроков ее завершения. Н. Е. Введенский писал, что "при умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но при том сохранить на долгие годы, быть может, на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности. Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо, работают" .

Календарный план чтения составляется в соответствии с требованиями организации умственного труда, с учетом индивидуальных особенностей своей деятельности, степени подготовленности к чтению научной литературы.

Необходимо соблюдать определенную последовательность в чтении, чтобы каждое произведение прибавляло что-то новое к научному багажу, вело бы вперед в познании науки. Здесь уместно вспомнить слова академика И. П. Павлова, обращенные к молодежи: "Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки прежде, чем пытаться перейти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего" .

Предварительное ознакомление с книгой. При работе над книгой прежде всего необходимо ознакомиться с общим ее построением. На обложке или на первой странице (титульный лист) указаны автор книги, ее заглавие, редактор (или переводчик), год и место издания. Эти сведения выписываются в конспект или на карточку, или в особый список источников. Излагая чьи-либо мысли и рассуждения, всегда нужно точно указывать, кому они принадлежат и из какой работы взяты.

После этого следует ознакомиться с оглавлением книги. Оно помогает уяснить структуру книги и найти в ней нужный материал. Если имеется предисловие, его нужно обязательно прочесть, так как оно вводит читателя в круг рассматриваемых вопросов, знакомит с методами исследования.

Последним этапом предварительного ознакомления с книгой является первичное ее чтение. Оно дает общее представление о книге, но обязательно требует повторной проработки по частям.

Не всегда, конечно, нужно предварительно читать всю книгу. При проработке учебника это нецелесообразно, так как содержание последующих глав может быть понято лишь в результате глубокого изучения и усвоения предыдущих. То же относится и к книгам, рассчитанным на более или менее подготовленного читателя.

В процессе первичного чтения необходимо уточнить смысл иностранных слов и специальных терминов, встречающихся в тексте. Объяснение некоторых из них можно найти в самой книге, но в большинстве случаев приходится обращаться к словарям: иностранных слов, энциклопедическому, философскому, экономическому и другим.

Способы чтения. Следующим этапом работы с книгой является выбор оптимального способа чтения [книги]. Существует целый ряд таких способов. Вот некоторые из них.

Просмотр книги. Этот способ применяется обычно при поиске тех или иных сведений, фактов, методов исследования проблемы и т. п. Просмотр научных работ может быть эффективным только при условии, что читатель обладает системой знаний в данной области науки, владеет навыками быстрой ориентации в тексте, выделения основных положений, идей автора, понимания и оценки системы доказательств и фактов [приведенных в книге].

Выборочное чтение. Этот способ обычно применяется в процессе чтения газет, журналов, сборников статей, хрестоматий. Эффективен он и при сборе информации по какому-либо вопросу, когда приходится знакомиться с большим количеством источников из разных областей знаний. Применять этот способ при изучении учебников, фундаментальных монографий, важнейших книг по изучаемой проблеме нерационально.

Полное, медленное чтение без анализа текста. Многие студенты чаще всего используют именно этот способ чтения. Однако для изучения учебной и научной литературы он малоэффективен. В процессе такого чтения внимание читателя не концентрируется на основных частях текста. Не выделяются теоретические положения и основные факты, не анализируются система доказательств, логика изложения материала. При таком чтении не происходит совершенствования основных интеллектуальных операций, а информация запоминается с трудом, после неоднократных повторений и воспроизводится в дальнейшем неоперативно, с пропусками и искажениями.

Чтение с "проработкой" содержания книги и осмыслением структуры. Это основной, наиболее эффективный способ чтения учебной и научной литературы, обеспечивающий и прочное запоминание информации, и "гимнастику ума". Он предполагает систему работы по анализу текста.

 

Работа с текстом

Обычно ни в школе, ни в вузе нет специального обучения работе с текстом. Правилами и приемами этой работы студентам необходимо овладевать самостоятельно. Деятельность эта предполагает: изучение литературы по методике чтения; выявление своих особенностей, недостатков в процессе чтения; планомерное овладение умениями рационального чтения путем использования научно обоснованных рекомендаций с учетом своих особенностей.

Для выявления своих особенностей можно использовать самонаблюдение и самоанализ, распространенные психодиагностические методики, раскрывающие некоторые характеристики внимания, памяти, мышления, а также описания типичных недостатков в чтении. Нужно подумать и решить, по каким направлениям следует поработать над собой, чтобы повысить свою читательскую квалификацию.

Уметь читать - это значит не пассивно принимать к сведению..все, что содержится в книге, а анализировать текст, размышлять над ним, до конца понимать его смысл, критически взвешивать доводы автора. С. И. Поварнин советовал:

  1. сосредоточиваться на том, что читаешь;
  2. "выжимать" самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи;
  3. "схватывать мысль" автора вполне ясно и отчетливо: это помогает выработке ясности и отчетливости собственных мыслей;
  4. мыслить последовательно...- целое богатство, ничем не заменимое; кто обладает им, тот... обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и более глубокому пониманию жизни;
  5. наконец, воображать ярко и отчетливо, как бы переживая то, что читаешь..." .

Иногда требуется расчленить текст на законченные в смысловом отношении части и прорабатывать каждую из них в отдельности. Важно хорошо понять, что хочет сказать автор, каковы основные положения, выдвигаемые им. Внимательно прочитав и продумав тот или иной параграф, раздел книги, полезно осмыслить его связь с другими частями текста, а закончив чтение книги,- воспроизвести в своей памяти ее содержание в целом, попытаться самому сформулировать основные проблемы.

Глубина понимания читаемого обусловлена также способностью устанавливать связь между сведениями, полученными из прорабатываемой книги, с ранее накопленными. Желательно, чтобы перерывы в работе над текстом совпадали с окончанием предложения или абзаца. Более длительные перерывы целесообразно устраивать после прочтения целиком параграфа или главы книги.

Чтение предполагает активную работу памяти. Однако разные люди обладают различными типами памяти: зрительным, слуховым и моторным. Поэтому для усвоения книги одному человеку достаточно прочесть ее про себя, другому - вслух, а третий при чтении прибегает к пометкам в тексте и к выпискам.

Книгу из личной библиотеки вообще полезно читать с карандашом в руке, подчеркивая отдельные слова, фразы, отчеркивая абзацы и ставя против них условные знаки. Каждый читатель может пользоваться своими особыми знаками, но существуют и общепринятые. Например, восклицательным знаком отмечают на полях фразы, которые следует выделить, запомнить. При этом целесообразно всегда пользоваться одними и теми же знаками [подчеркивания и отчеркивания].

Чтобы отметить при чтении то, что нужно, читатели часто используют закладки из полосок бумаги. Можно усовершенствовать эти закладки так, чтобы они отмечали сразу два места в страничном блоке.

Давно известен прием вкладных листов. К примеру, в библиотеках Стендаля, Д.И. Менделеева имелись книги с вплетенными чистыми листками. Одна сторона таких листков предназначена для отметок, относящихся к левой, другая, оборотная,- к правой странице книги. Читатель, желающий полнее использовать площадь вкладных листков, может сделать комментарии и отметки сразу к четырем страницам книги на одном листке. В этом случае делят листки пополам вертикальной чертой или хотя бы складывают: черта или загиб покажут границу, за которую не должны переудить записи, относящиеся к разным страницам.

Чтение по алгоритму. Для ускорения работы по анализу текста можно использовать так называемый "алгоритм чтения", т. е. определенную последовательность умственных действий при чтении и усвоении текста. Алгоритм позволяет нам выделить содержательную, информативную часть текста, разложить его по смысловым "полочкам" и усвоить рассортированную таким образом информацию. Алгоритм является основой, фундаментом скорочтения.

Чтение же по алгоритму представляет собой именно организованный процесс, в ходе которого информация, содержащаяся в читаемом тексте, как бы сопоставляется с отдельными ячейками - блоками алгоритма. В случае полного или частичного соответствия информация укладывается в эти блоки.

Они будут выглядеть примерно так:

  1. название,
  2. автор,
  3. источник,
  4. основная идея текста,
  5. фактический материал,
  6. анализ текста, сопоставление имеющихся точек зрения по рассматриваемым вопросам,
  7. новизна.

По каждому пункту выносится суждение. Чтение с одновременной классификацией материала, став привычным, в дальнейшем протекает почти автоматически.

Освоению алгоритмов помогает зрительное представление блоков. Хорошо научившись извлекать и обрабатывать информацию, можно постоянно поддерживать порядок в "кладовой" своего ума.

Для повышения эффективности чтения важно внимательно следить за ходом мысли автора, его манерой изложения. Выявление логической структуры текста позволяет глубже постигнуть мысль, вокруг которой группируется фактическое содержание. Большую помощь в этом оказывают абзацы и слова-ориентиры, содержащиеся в тексте.

Важно научиться выделять ключевую фразу абзаца, главную его мысль. Постепенно вырабатывается умение составлять в уме план прочитанного. Слова-ориентиры можно сравнить с дорожными указателями, которые говорят нам о направлении, поворотах и разветвлениях дороги (в нашем случае - мысли автора). Они помогают предвидеть, где и когда появится нужная информация. Наиболее часто встречаются следующие "знаки":

  1. предупреждения об изменении хода мысли -"но", "однако", "хотя" и т. п.;
  2. подчеркивания особо важного -"поэтому", "таким образом", "стало быть", "следовательно";
  3. подготовки вывода -"итак", "в итоге", "наконец" и т. д.

С помощью слов-ориентиров текст понимается и запоминается легче, быстрее.

Усвоению текста помогают опорные пункты из "ключевых" слов, т.е. слов, несущих основную смысловую нагрузку. Чтение, таким образом, сводится к выявлению смыслового содержания текста. Упражнения способствуют тому, что человек учится извлекать в самое короткое время из текста его суть. Основой для этого служит алгоритм, названный дифференциальным. Он представляет собой программу, позволяющую каждый фрагмент текста разбить на логические элементы и затем обработать их. Алгоритм имеет три блока: первый - составление смысловых рядов, второй - выявление "ключевых" слов, третий - извлечение основного смыслового содержания текста.

Чтобы выработать автоматизм в выделении "ключевых" слов, необходимо прочитать немало текстов, подчеркивая в них эти слова. Наше сознание объединяет их в лаконичные выражения, несущие замысел автора. Текст как бы сжимается, мысленно конспектируется. Умение образовывать смысловые ряды также приходит после определенной тренировки. Первые два блока призваны помочь осуществить количественную обработку текста - компрессию. На заключительном этапе происходит как бы перекодирование полученной в итоге информации на язык собственных мыслей читателя. Это и есть выявление сущности текста.

Применение дифференциального алгоритма позволяет выработать у себя способность видеть главное на фоне второстепенного, проникать глубоко в суть описываемых явлений. В процессе чтения полезно задавать себе вопросы по содержанию и стараться найти на них ответы в самом тексте или, мысленно обращаясь к другим известным источникам, предугадывать то, о чем будет сказано в тексте далее.

Психолог Л. П. Доблаев предлагает использовать следующую систему приемов осмысления текста:

  1. Постановка вопросов к самому себе и поиск ответов на них либо в тексте, либо путем вспоминания и рассуждения.
  2. Предвосхищение плана изложения текста Этот прием позволяет читателю как бы войти в творческую лабораторию автора, выдвигать гипотезы, предвидеть логический план содержания книги.
  3. Предвосхищение содержания, т. е. того, что именно будет сказано дальше. Использование этого приема предполагает наличие у читателя определенной суммы знаний в данной области. Данный прием способствует формированию умений доказывать, обосновывать свою мысль, строить цепь рассуждений и фактов, т. е. помогает развитию способностей к научной работе:
  4. Мысленное возвращение к ранее прочитанному под влиянием новой мысли.
  5. Критический анализ текста и оценка его. Это система приемов, которая выражается в дополнениях к изучаемому тексту, в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения .

Овладение такими приемами потребует немало времени и сил. Однако это необходимо для повышения качества и скорости чтения и является одним из условий формирования творческого стиля чтения научной литературы.

Одним из способов ясного понимания текста является образное его представление: если текст показывает зависимость изменения каких-то параметров - мысленно вообразить график этой зависимости; если в тексте сравниваются различные замечания, величины - представить себе диаграмму; если излагается какое-либо явление, процесс - рассматривать их как чередующиеся кадры кинофильма и т. д.

Читатель должен также оперативно менять скорость чтения - несколько замедляя восприятие информации, прямо соответствующей цели, увеличивать скорость чтения других частей главы; быстрее читать описательный текст, нежели текст сложных умозаключений, доказательств.

Большую роль играет умение определять структуру текста, соподчиненность его частей (глав, параграфов, рубрик), взаимосвязь текста с рисунком, таблицами, графиками, сносками, примечаниями и приложениями. Это умение вырабатывается постепенно при чтении многих книг с различной структурой.

Определенное противоречие при чтении возникает между стремлением быстро пройти текст и необходимостью понять смысл прочитанного. Это противоречие можно разрешить, вырабатывая в себе способность при чтении целого предложения сразу понимать его смысл и значение. Этой же цели служит отказ от привычки возвращаться глазами к прочитанному без особой необходимости. Данное действие часто читатель совершает механически, теряя при этом скорость чтения.

Некоторые читатели при чтении водят пальцем по строкам или поворачивают голову вслед за изменением направления взгляда, слева направо - по строке и справа налево - к новой строке. Такое же отрицательное влияние на скорость чтения оказывает привычка проговаривать вслух или про себя слова текста. При этом скорость чтения по существу не отличается от скорости речи, хотя должна быть в 3-4 раза выше. У большинства читателей, которые не произносят слова ни вслух, ни про себя, замечена артикуляция органов речи: мышцы языка, губ, гортани получают импульсы движения, как при произнесении слов, что также замедляет чтение.

В данной лекции приведены лишь некоторые общие рекомендации и советы. Для приобретения всей совокупности необходимых знаний и организации работы по формированию правильной методики чтения необходимо обратиться к списку рекомендованной литературы.

 

Письменная организация материала

Как уже отмечалось выше, существуют следующие основные формы записей: выписки, план, тезисы, конспект.

Наиболее простая форма - выписки. Это либо дословное воспроизведение наиболее важных положений книги, характерных фактов, цифр, таблиц и схем, либо краткое изложение такой информации. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения текста книги, в удобстве пользования ими в последующей работе, в накоплении теоретического и фактического материала. Выписки полезны для повторения, для быстрой мобилизации наших знаний. Выписывать из текста нужно те места, в которых содержится самое главное, суть вопроса. Выписка является составной частью тезисов и конспекта.

Выписки следует делать на специальных карточках или листах бумаги одинакового формата, лучше всего на одной стороне листа. При оформлении выписок следует точно и четко переписать исходные данные книги, указать страницу. Хранят выписки обычно по темам, в отдельных папках или конвертах.

Чрезвычайно удобно делать выписки на перфорированных карточках, которые имеют специальные прорези. Они дают возможность быстро извлекать те перфокарты, на которых записаны сведения по тем или иным проблемам. Перфокарты можно сделать и самому из плотной бумаги или ватмана.

План - это перечень вопросов, рассматриваемых в произведении и раскрывающих логику мысли автора. Есть два способа составления плана. Один из них - работа над ним по ходу чтения. Другой - составление плана после ознакомления с книгой, что позволяет подытожить работу. План может быть простым и развернутым. В отличие от простого, который дает представление о содержании прочитанного, развернутый план содержит не только перечисление вопросов, но и раскрывает основные идеи произведения, может включать выдержки из него.

Тезисы - это сжатое изложение мыслей книги. Тезисы составляются после ознакомления со всей книгой или отдельной главой. Ценность заключается в том, что в процессе их составления читатель вычленяет и легко, без специальных усилий, запоминает основные утверждения и выводы автора, логическую структуру текста. Систематическая работа над тезисами является важнейшим условием развития логического мышления, выработки навыков правильного оформления своих мыслей.

Наиболее совершенной и наиболее сложной формой записи является конспект- запись, в которой выделяется самое основное в книге, обобщаются в кратких, четких формулировках важнейшие теоретические положения. Конспектирование помогает выработать умение логического анализа текста и четкой формулировки основных идей книги.

Слово "конспект" в переводе с латинского означает очерк или обзор того или иного вопроса. В конспекте в сжатом виде содержится вся основная теоретическая и фактическая информация, все ценное, что заключено в изучаемой книге.

Однако анализ студенческих конспектов показывает, что нередко студенты процесс конспектирования подменяют выборочным переписыванием текста. Такая работа отнимает много времени и сил и лишает студента важнейших результатов подлинного конспектирования: четкого понимания и прочного запоминания информации, формирования основных интеллектуальных умений, развития стиля речи. Конспект, не являющийся итогом логического анализа текста книги, как правило, мало пригоден и в будущем, для воспроизведения записи, для обзора информации по той или иной проблеме в процессе написания реферата, курсовой работы.

Важное значение имеет и правильное оформление конспекта. Конспект должен иметь четкую структуру, при этом подзаголовки, основные положения, выводы и т. п. следует выделять, записывая их разными чернилами или разным шрифтом, а также применяя всю систему пометок, подчеркиваний.

Конспект может быть текстуальным, тематическим, графическим и схематическим.

В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемой книги, запись идет в соответствии с расположением материала в книге. Тематический конспект строится иначе: за основу его берется не план книги, а содержание какой-либо проблемы. Текстуальный конспект - это расширенные тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами, содержащимися в изучаемом произведении, а также мыслями и соображениями читателя. Такой конспект включает в себя цитаты, факты, примеры, цифры, таблицы, схемы. Тематический конспект составляется обычно в том случае, когда изучаемая проблема рассматривается в нескольких разделах книги или в различных книгах.

Графический конспект отличается тем, что оформляется изучаемый материал в виде отдельно выписанных и графически размещённых мыслей. Это позволяет лучше понять структуру и главные идеи конспектируемой книги, а также способствует прочному закреплению в памяти её основных положений.

Конспект-схема является дальнейшим совершенствованием графического конспекта, в нем более наглядно и четко выделяются:

  1. значение вопроса, темы, связь с предыдущим материалом;
  2. данные экспериментально-теоретических исследований по узловым вопросам темы;
  3. практические выводы;
  4. степень изученности данной темы и нерешенные проблемы.

Резюмируя сказанное, можно сделать два кратких вывода.

Первый. Чтение - один из самых эффективных инструментов познания, связывающих каждого из нас с неисчерпаемой сокровищницей опыта, накопленного человечеством. Особенность этого инструмента - в его чрезвычайной временной ёмкости. Имея печатный текст, всегда можно при надобности быстро восстановить любую частность, с тем чтобы подвергнуть ее критической оценке или сопоставить со своим собственным опытом.

Второй. Наличие инструмента создает лишь благоприятные предпосылки, но отнюдь не определяет результативность. Всяким инструментом надо уметь пользоваться. И к инструменту чтения нельзя относиться с пренебрежением. Необходимо сначала вдумчиво и последовательно овладеть техникой чтения, а затем в течение всей жизни неустанно тренироваться и совершенствовать приобретенные знания.